Корпоративному Новому Году посвящается
Как известно, завершение года — радость для большинства сотрудников большинства компаний, потому что грядут долгожданные «каникулы» с отдыхом от надевшего руководителя, коллег, и от самой компании. И только у бухгалтеров и части эйчаров радость от предстоящих празднований несколько омрачается. У первых — приблизившейся вплотную подготовкой и сдачей отчетности, у вторых — необходимостью подготовить, организовать и провести «соответствующий корпоративный праздник». Вот о таких «соответствующих корпоративных праздниках» сегодня и поговорим, тем более что Новый год неумолимо близится.
Вообще, по вполне проверенной информации, подготовку корпоративного праздника по-хорошему нужно начинать примерно месяца за два. Но и за месяц еще можно успеть, если постараться.
В первую очередь обратимся к тем, у кого «еще конь не валялся», то бишь — сценарий не писан, бюджет не планирован, четких указаний от руководства и смутных пожеланий от сотрудников еще не поступало. Во вторую — к тем, у кого подготовка уже в самом разгаре — кто знает, может быть, захочется внести какие-то коррективы или «усовершенствовать программу».
Итак, корпоративный праздник. Чем это может быть хорошо, и почему это безобразие все-таки стоит организовывать?
Сразу оговоримся — речь не о формальных мероприятиях типа: «выступило руководство — чокнулись — выпили — поели тортика — разошлись (вариация: расползлись)». Такое мероприятие особых достоинств не имеет, и как раз с ним можно особо не возиться.
Более-менее удачный праздник — это всегда возможность хорошего релакса. К празднику корпоративному это относится в полной мере. Не имеется ввиду релакс примитивный типа: «отключился и забылся». Речь идет о более широком, психологическом понимании релаксации. То есть, та психическая усталость, напряженность, которая накопилась у ваших сотрудниках за долгие месяцы, прошедшие после отпуска, либо — с момента трудоустройства, либо — с самого начала года, может быть снята либо уменьшена. Это возможно, если дать людям возможность как следует расслабиться, потратить лишнюю энергию на позитивные эмоции, а не злобный негатив, выключиться из повседневных профессиональных проблем (не покидая компанию!) посмотреть на коллег не только с повседневной точки зрения, а, наконец, увидеть свою организацию и коллег с более интересной и привлекательной стороны, чем обычно.
Следовательно, если все выше описанное действительно произошло, то ваши работники не потащат хотя бы часть своих напрягов в будущий год. Разумеется, это — вполне в интересах компании, поскольку напряги работника могут быстро стать напрягами подразделения, отдела, и организации (если он не поленится проявить соответствующую активность).
Кроме высокополезного для компании и приятного для работников релакса, именно в разнообразных корпоративных праздниках, как и в прочих «корпоративных мероприятиях», возможна реализация таких привлекательных былинно-мифических задач HRM, как сплочение работников организации, развитие командного духа, формирование позитивной корпоративной культуры и т. п.
Так что, если инициатива организации корпоративного праздника исходит от вас, то перед руководством компании вы вполне можете аргументировать необходимость расходов тем, что последние стоит рассматривать в рамках единовременного вложения в нормализацию организационной культуры, в нематериальную мотивацию персонала, в повышение лояльности работников к организации. А вовсе все это не для того, чтобы «веселить этих бездельников, которые и так ничего не делают с девяти до восемнадцати каждый день, плюс выходные».
Этих двух объемистых аргументов вполне достаточно, чтобы корпоративный праздник все-таки делать. Но, празднование чего бы то ни было возможно в самых разнообразных формах и вариантах. Какие варианты подходят для отмеченных выше задач, а какие — нет?
Классический формально-никакой вариант, уже «воспетый» выше, — не подходит ни для релакса, ни для сплочения, командообразования, оздоровления оргкультуры и т. п. Это понятно. Есть ли от него вред? Вреда, в общем-то, тоже особого нет, вот разве что среди друзей и знакомых ваших сотрудников попадутся те, у которых празднование прошло действительно интересно. Возможно, ваши работники будут чувствовать себя по-детски обделенными, что приведет к формулировкам типа «да разве у нас в конторе можно что-то отметить по-человечески…», и лояльности способствовать не будет. Хорошо, если это — единственный «прокол» в ваших мотивационных схемах. Тогда найдутся контраргументы типа: «зато у нас хорошо платят, зато у нас бесплатная страховка, зато у меня классный руководитель и т. п.»
Корпоративная линия, сводящаяся к тому, что «на работе работники должны работать, а все праздники — их личное дело в свободное от работы время, и это не должно касаться организации», — все еще встречается. Она еще менее способствует чему-либо хорошему, потому как отрицает очевидный факт: на работе человек все-таки проводит значительную часть своей жизни, и реализует существенную часть своих человеческих отношений. А коли так, то лучше, если работнику все-таки не противно там находиться.
И, наконец, вариант, подразумевающий организацию собственно «корпоративного праздника». Здесь тоже могут быть самые разные варианты: от выхода в ресторан, аренды подходящего помещения до выезда за город, от организации праздника своими силами, до приглашения специальных «затейников» из специализированных агентств по организации праздников, от вполне традиционной художественной самодеятельности, до организации разнообразных конкурсов и т. п.
Эти варианты, с их плюсами и минусами, рассмотрим подробнее.
Место проведения — будь то ресторан, арендованный банкетный зал, загородный пансионат, территория самой компании, либо что-то еще, — большой роли не играет. Это — дело вкуса и возможностей. Успешность будет зависеть в основном от программы праздника, и умения его толково организовать и провести, от созданной атмосферы.
А вот как идет подготовка к празднику, кто его проводит — приглашенные массовики-затейники, либо же все делается своими силами, — имеет большое значение.
Приглашение для проведения праздника специального «праздничного» агентства — разумеется, самый простой вариант.
Он имеет несколько плюсов. Во-первых, после согласования программы, вам самим останется не так уж много работы — бьльшую часть возьмет на себя агентство. Во-вторых, так как приглашенные массовики-затейники уже имеют опыт организации таких праздников, то всевозможных «накладок», скорее всего, будет меньше (только надо правильно выбрать агентство).
Теперь о минусах. Во-первых, в итоге вы, скорее всего, получите вполне стандартный продукт, по столь же стандартному сценарию. Во-вторых, степень удачности мероприятия, его душевности и реальной включенности в него ваших работников — совершенно непредсказуема. В-третьих, ваши работники в таком случае уподобляются «малым детям», к которым привели клоуна, и, несмотря на всю «интерактивность», они, в первую очередь, будут воспринимать себя в качестве зрителей. Следовательно, если вы желали реализации таких задач, как сплочение, развитие и формирование позитивной и дружественной оргкультуры, — то такой вариант вам не подойдет, хотя и будет стоить приличных денег.
Подготовка праздника своими силами также имеет свои плюсы и минусы. Плюсы: Во-первых, как раз здесь (если, конечно, под подготовкой «своими силами» не имеются ввиду исключительно силы отдела персонала) ваши работники, если к правильно к ним подойти, могут проявить во всей красе свои самые разнообразные таланты: от организаторских, до дизайнерских, театральных, лидерских и прочих. Собственно, именно такая совместная подготовка праздника и сплачивает лучше всего, и открывает скрытые в повседневности способности, дает возможность увидеть друг друга с необычных сторон. И это, пожалуй, самое главное преимущество такого подхода к празднику. В общем, чем больше сотрудников принимает участие в подготовке праздника, тем лучше (только надо успевать все это координировать).
Во-вторых, именно такие праздники получаются особенно душевными и теплыми, невзирая на возможные в процессе накладки (конечно, если это именно накладка, а не ЧП). Если подготовка шла «в нужном направлении», то к моменту празднования уже все хотя бы что-то слышали о предстоящем событии, и имеется хотя бы здоровое любопытство. В целом атмосфера таких праздников наиболее свободная и расслабленная (особенно, если присутствующее на празднике руководство не демонстрирует свою отстраненность, а имеет мудрость тоже вести себя вполне по-человечески).
В-третьих, при всей незамысловатости программы или сценария (хотя, это вовсе необязательно), ваш праздник будет — именно вашим праздником, отражающим особенности именно вашей компании, потому что именно в ней он вырос (точнее, был тщательно выращен). Повторить этот праздник «один в один» не сможет не только другая организация, но даже вы сами через год. Кстати, «замысловатость» программы и сценария — не обязательно залог удачного праздника. На эту тему есть смысл «морочиться» в тех компаниях, где имеется уже определенная пресыщенность корпоративными праздниками, и нужно обязательно «потрясти воображение». Обычно же сама программа может быть не особо сложной, но то, что есть — должно быть хорошо продумано (не только в плане реализации, но и — насколько каждая конкретная идея подходит, либо не очень).
Какие минусы у такого «самопала»? Во-первых, большие временные затраты. Хотя, они вполне окупаются как раз задачами развития персонала, которые реализуются в процессе подготовки и во время самого праздника. Во-вторых, просто-напросто большой объем работы и необходимость действительно неформального подхода, с обязательными элементами креатива. Следовательно, координацией процесса должен заниматься «затейник» и креативщик по призванию, который еще и других вдохновить может, а не скучный сухарь, который в состоянии все грамотно организовать, но обязательно загубит саму атмосферу праздника.
По моему личному мнению, все-таки именно такой «самопальный» праздник — лучшее, что можно сделать в плане корпоративных праздников. Этот вариант может подойти как для крупных компаний, добавив им некоторой душевности и человечности в глазах сотрудников, показав, что их организация — не только гигантская бюрократическая махина, так и для совсем небольших компаний, считающих каждую копейку в бюджете.
Для последних особенно важно то, что в таких празднованиях всегда можно проявить много выдумки и нестандартности, получив массу удовольствия при минимальных затратах (вплоть до конкурса домашних пирогов — вот только этот конкурс не должен быть единственным ;)). Ведь главное, в конце концов, — атмосфера удавшегося праздника.
Отдельный важный вопрос — программа праздника. Какие варианты могут быть здесь? В принципе, может быть что угодно: от художественной самодеятельности, до пейнтбольного турнира. Здесь важно не «что», а «как».
Кстати, что касается «художественной самодеятельности», про действительно удачные варианты слышать приходилось не так уж часто. В общем, если кому-то уж очень хочется что-то в этом плане продемонстрировать, и действительно придумывается что-то захватывающее — то пожалуйста, если же идея такой самодеятельности возникает в результате творческой импотенции, как привычный стереотип из далеких семидесятых, — то лучше не надо.
А вот всякие конкурсы, викторины, как шуточные так и чуть более «серьезные», как групповые, так и индивидуальные, обычно идут «на ура», и атмосфера в процессе быстро становится вполне человеческой. Вот только не забудьте про призы участникам и победителям. Это вполне может быть что-то символическое, что-то с юмором и «приколом», но должно быть обязательно. В принципе, готовя такой корпоративный праздник, имеет смысл, как ни странно, придерживаться почти тех же правил, что и готовя детские праздники: то есть, нужно всех отметить, и никого не обидеть.
Групповые конкурсы хороши тем, что помогут сотрудникам объединиться, подвигнут к сотрудничеству. Тут можно даже использовать в качестве конкурсов небольшие элементы тренингов на групповую сплоченность (только никому об этом не говорите!), вплоть до «перетягивания каната». Ну, и не переборщите, конечно. Тренинг — может быть праздником, но все-таки праздник — это не тренинг. Кстати, еще групповые конкурсы и игры могут помочь «проявиться» групповым лидерам, порой неожиданно.
Индивидуальные конкурсы — напротив, хороши тем, что дадут возможность проявить себя и реализоваться личностям, вне группы.
Важный момент относительно программы: хорошо, когда во время праздника руководство организации:
а) не отсутствует на празднике (бывает и такое);
б) не отгораживается незримой либо даже «зримой» стеной от остальных сотрудников;
в) тоже принимает хотя бы не совсем формальное участие в празднике (по крайней мере, в его отдельных эпизодах).
В принципе, можно совместить начальную часть праздника с очень кратким подведением итогов деятельности организации за год. Можно вручить призы и награды тем, кто заслужил. Вот только важно, чтобы в процессе праздника получили награды и памятные призы не только ударники, а то получится этакое скучно-морализаторское представление. Найдите, кого еще и за что можно похвалить и отметить, не забудьте про те же конкурсы.
В идеале хотя бы совсем небольшой подарок должен получить каждый участник праздника. Просто потому, что это приятно. Да, еще. Это не должен быть ежедневник и авторучка — это уже давно не воспринимается никем как подарок, если, конечно, ручка — не «паркер». Лучше проявить выдумку, вполне возможно, что сумма расходов останется та же, а удовольствия будет гораздо больше.
В процессе подготовки постарайтесь учесть особенности вашей компании, сложившийся микроклимат, стиль общения. Не пытайтесь «соединить несоединимое». В строительных компаниях — стиль один, в дизайнерских бюро — совсем другой, им нужны совершенно разные праздники. Да и вообще — каждая компания специфична, и в корпоративных праздниках это проявляется особенно ярко.
По процессу: возникающие в ходе праздника накладки следует корректирвоать по возможности быстро и незаметно, не драматизируя. Все-таки все заранее предусмотреть невозможно, к небольшим сбоям относиться стоит философски. Если можете, открыто обратитесь за помощью к самим сотрудникам, тогда «накладки» сразу перестанут быть только вашими «накладками». Да и вообще, праздник — это не экзамен.
Еще: как бы не вели себя во время праздника отдельные выдающиеся экземпляры вашей организации, никаких административных санкций после праздника в их адрес последовать не должно. Все-таки, это не производственное совещание, да и народ вполне взрослый, и каждый ведет себя в меру способностей и воспитания. Если «санкции» все-таки будут, то на следующий праздник вы никого не заманите: никто не любит чувствовать себя «под колпаком».
Предположим, праздник состоялся. Как понять, насколько он был удачен? Критерии удачного праздника могут быть примерно следующие:
Если прошедший праздник работники вспоминают долго и с удовольствием, то он явно «получился». Неудачный праздник никто долго вспоминать не будет.
Если ваши работники после праздника время от времени «закидывают удочки» насчет того, что «еще бы чего-нибудь отпраздновать» — это прямое признание того, что праздник был отличный.
Если после праздника чувствуется неожиданный подъем рабочей мотивации, и вообще — хочется и дальше работать в этой организации.
Микроклимат в организации (или — хотя бы в отдельных подразделениях) явно улучшился, улучшились взаимоотношения между подразделениями.
В процессе празднования обошлось без серьезных ЧП.
Остальные критерии могут исходить уже из особенностей вашей конкретной организации.
При этом могут одновременно наблюдаться как сразу несколько таких позитивных моментов, так и — лишь отдельные из них.
А если никаких позитивных изменений так и не произошло? Или — наоборот — народ явно праздником недоволен? У вас будет достаточно времени, чтобы все проанализировать, и выяснить, «где же была собака зарыта». Может быть, учтете недостатки и просчеты, а может быть, решите, что праздники — не ваша стезя. В общем-то, вы можете быть хорошим эйчаром и не быть при этом «массовиком-затейником».
Но в принципе, любой корпоративный праздник может быть использован с колоссальной выгодой: и для пользы организации в целом, и для удовольствия персонала, и каждого работника по отдельности.
И в заключение — анекдот по теме:
Приходит новый русский в магазин с новогодними украшениями. Покупает там коробку елочных игрушек и уходит. На следующий день возвращается:
— Эта… Вот ваши игрушки, забирайте.
— Но почему?!..
— А какие-то они у вас… фальшивые…
— Как — фальшивые?!
— Ну… Пришел вчера домой… Елку поставил… Взял игрушки, нарядил… Сижу, смотрю… А настроение-то — не то… Не праздничное…
В общем, в заключение желаем всем, чтобы на ваших корпоративных праздниках «игрушки» были настоящие!
За матеріалами hitjob.com.ua
всі новиниРоздрукувати сторінку
Нагору НазадРобота в регіонах
Місто
Вак.
Рез.
11000
10692
460
26
229
11
544
114
251
15
330
60
1969
198
252
9
257
18
303
28
369
55
498
64
756
161
Робота в Україні
Статистика зарплат
Середня зарплата в Ужгороді та області складає:
- по резюме 0 грн.
- по вакансіях 26911 грн.
Jobs.uz.ua
- 8665 грн.
за даними Статуправління
Корисні сервіси
Корисні поради
Чому роботодавці не вказують в оголошеннях зарплату: поради hr-експертки, які вакансії оминати
Не вказана в оголошеннях зарплата часто є найменшою проблемою. Попри світо ...
Тренди українського фрилансу-2023: прогноз від Freelancehunt
Світова платформа Exploding Topics та український сервіс фрилансу Freelanc ...
Вигорання під час війни: як залишатися ефективним на роботі – поради експерта
Війна стала важким тягарем для ринку праці. За оцінками соціологічної груп ...