Смелость должности берёт: 8 методов воспитания решительности

Иногда для карьерного рывка не хватает всего лишь умения брать на себя ответственность. При этом следует помнить, что бесшабашный риск - это не то же самое, что смелость, которая как раз отличный попутчик в достижении целей. Как перестать бояться неудач?

Проявление решительности - своевременное решение, принятое и со знанием дела, и с учётом конкретных обстоятельств.

Умение принимать решение - то есть брать на себя ответственность за их результат - необходимое качество успешного карьериста. Когда природного умения решать не хватает, в ход идут наработанные другими навыки - правильный и полный сбор информации, анализ плюсов и минусов, максимальное сужение поставленной задачи, отказ от спешки (как бы ни поджимали сроки). Но всё это не играет никакой роли, если человек просто боится решать.

Причин тому много - тут и личная стеснительность, и печальный опыт, и неудачный пример оступившегося коллеги, и новый крикливый начальник. Человек может прекрасно владеть профессией, знать механизмы принятия на себя ответственности, просчитывать, каковы будут результаты, помогать советом всем и каждому, но как только приходит момент произнести решающее «да» или «нет», его уста словно сковывает заклятье молчания. Катастрофа? Прощай, карьера, здравствуй, психоаналитик? Всё не так печально. Илона Кумрина, ведущая психологической мастерской Московского тренингового центра, рассказала, что при желании можно и самостоятельно воспитать в себе решительность. Не все из восьми методов универсальны - скорее всего, каждый выберет что-то подходящее именно ему.

1. Великий притворщик
Выводя пациента из неприятной ситуации, специалисты часто пользуются поведенческой терапией. Кое-что из этого метода можно использовать самостоятельно, например, изменить поведение. Это как раз тот случай, когда причина и следствие меняются местами: не потому уверенный, что готов принимать решения, а готов принимать решения, потому что уверенный. Понадобится немного умения входить в роль решительного, целенаправленного, не знающего сомнений человека. Иногда даже изменение походки способно повлиять на внутреннее состояние. Стоит попробовать!

2. Страшнее некуда
Этот метод из области теорий. Когда приходит время принимать решение, возьмите тайм-аут и хорошенько продумайте, какие самые негативные последствия будет иметь ошибка. Вас уволят? Лишат премии? Переведут на другую должность? Вам просто станет неприятно самому? Упадёт ваше реноме в глазах сослуживцев? Чем бы это ни было, представьте самый худший вариант развития событий. И после того, как дрожь прекратится, а холодный пот высохнет, начинайте продумывать варианты выхода из придуманного ужаса. Их найдётся несколько, уж поверьте. И страх уйдёт, пусть и не сразу, с третьей или пятой попытки.

3. Разделяй и решай!
Если позволяет работа, можно попытаться поделить участь по принятию решения с кем-то ещё. Если нет желающих, привлеките к делу подчинённого - возможно, он окажется как раз тем «паровозиком», который вытянет вас из проблемы. Даже формальное, на словах, а не на деле, уменьшение ответственности на 50% серьёзно облегчает участь. Груз ответственности уже не кажется таким непосильным, а потому меньше пугает. В конце концов, вы привыкнете к этому ощущению, и уже не так нужен будет партнёр по ответственности: сработает ассоциативный механизм.

4. Мелочь, а приятно
Избавляться от страха ответственности перед решениями хорошо учиться на мелочах. В рабочих буднях постоянно требуется делать выбор, преодолевать маленькие препятствия и так или иначе что-то решать, говорить «да» и «нет» по самым разным поводам, не несущим глобальных перемен. На уровне собственного отдела или даже отдельной группы коллег можно устроить отличный психологический тренажёр - и с утра до вечера решать, решать и решать - куда пойти на обед, у кого и в каком количестве лучше заказать канцтовары для офиса, кому поручить очередную командировку, какое программное обеспечение установить на новые компьютеры. Ошибиться не страшно - а потому не страшно решать. Так постепенно можно выходить на всё более высокий уровень.

5. Захлопнуть капкан
Не так комфортно, но зато гораздо быстрее - пройти через метод капкана. Для этого надо поставить себя в такие условия: если решение не будет принято, все усилия пойдут прахом, иными словами - лучше ошибиться, чем не решить вообще ничего. Лучше неправильно выбрать сисадмина, чем оставить офис без компьютерной сети. Предпочтительнее переборщить с заказами на будущий месяц, чем лишить компанию выгодных клиентов. Такие ситуации необязательно устраивать искусственно, их полным-полно в реальности. Главное в данном случае - вызвать огонь на себя.

6. Игра на интерес
Хорошим стимулом может стать большая выгода, стоящая за правильно принятым решением. Ответственность на одной чашке весов, а на другой - денежная премия, поощрительная поездка, повышение, отличный проект в разработку. По сути, принятые в рекламных продажах процентные вознаграждения работников - это и есть тот самый стимул, который побуждает принимать решения. Другое дело, что в продакт-менеджмент идут люди, которых в принципе не страшит ответственность. Но метод могут взять на вооружение все, необходимые условия отыщутся любой компании.

7. Тайный агент
Часто страх перед решениями лежит в области личностной - нам кажется, что в случае неудачи над нами будут потешаться, нас перестанут уважать и ценить, мы потеряем всё, чего уже успели добиться, работая на этом месте. Есть способ избежать такого риска, принимая решения… тайно. Конечно, если такое возможно. Необязательно сообщать руководству и коллегам о том, что вы решили усовершенствовать формулу расчета кредитования юридических лиц - просто опробуйте результаты своего решения на практике. Когда вы привыкните, что всё происходит так, как надо, и никаких неприятностей от вашей решительности не возникает, вы перестанете бояться огласки своей ответственности.

8. Параллельная реальность
Самый безболезненный метод, ничему не мешающий, не заставляющий рисковать ни репутацией, ни бизнес-процессами, ни имиджем компании, - это решительность, проявленная вне работы. А результат всё же будет - постепенно вы привыкнете к тому, что вам приходится держать ответ хоть за что-то, и сам факт перестанет пугать. Затрагивать желательно те сферы жизни, которые ни на что важное в судьбе не влияют: экспериментируйте на собственной кухне, при ремонте квартиры, планировании покупок и поездок, опробуйте решительность в отношениях с приятелями, родственниками, детьми. Правда, это тоже может потребовать смелости…


Материал проекта Карьерист.ру
Автор: Татьяна Гойдина

всі новини

Роздрукувати сторінку

Нагору Назад